Цветовая схема:
14 и 15 марта в Красноярском театре оперы и балета состоится мировая премьера балетного спектакля на музыку современного композитора Константина Борисова. Хореограф постановки Никита Дмитриевский, известный сибирской публике по модерн-балету «Катарсис Данте», сейчас проводит с артистами первый блок репетиций. В спектакле Никита также выступит как автор либретто, художник по костюмам и по свету. А объектом его нового исследования под названием «Пушкин» стала фигура Александра Сергеевича Пушкина и окружение поэта.
– Никита, вы вновь обращаетесь в своей работе в Красноярске к исторической личности. Такие люди дают толчок вашему вдохновению?
– Меня привлекают фигуры, за которых можно зацепиться и раскрутить некую неожиданную историю, показать узнаваемую персону в совершенно разных амплуа – лирическом, где-то трагическом. И чтобы человек обязательно обладал пассионарностью – именно от этой черты характера интересно строить сюжетную линию. Поэтому когда Красноярский театр оперы и балета пригласил меня на следующую постановку, я сразу предложил взять за ее основу образ Пушкина.
Почему именно Пушкин? Хотя вокруг имени Александра Сергеевича на театральной сцене много круговерти, и спектаклей видимо-невидимо, но полномасштабной сильной постановки, особенно в музыкальном театре, драматургически цельной, показывающей не только самого Пушкина, но ещё и его историчность, я не видел. С кем он жил, с кем конфликтовал, какие люди его окружали, какие женщины были рядом? Война с Наполеоном, декабристы, различные гражданские перипетии, будоражившие общество того времени, тяготение знати ко всему французскому, потом отторжение, потом опять возвращение интереса к этой культуре – очень много всего любопытного происходило в ту эпоху. То есть классика пушкинская широко представлена по всей России, а спектаклей, раскрывающих внутренние грани жизни поэта – их нет.
– Чем вас как хореографа особенно привлекает Пушкин?
– Александр Сергеевич – это грандиозная личность в окружении одиозных персонажей. До сих пор существует множество теорий о заговоре против Пушкина, мифов и легенд, как строились его отношения с императором Николаем I, как жила его семья после гибели поэта. Для меня он человек-загадка, и возможность исследовать через спектакль его судьбу – это интереснейшее путешествие вглубь веков. Казалось бы, все это происходило совсем недавно, но при погружении в ту эпоху осознаешь, насколько изменилось время. Например, 16-летний Пушкин писал: «В комнату вошел старик лет 30» (это был Карамзин). Когда читаешь такое, понимаешь, что восприятие жизни людьми XIX века – это вообще словно с другой планеты.
– Вам хочется переосмыслить его с позиций нашего времени?
– Я пытаюсь для себя сформировать некую параллельную вселенную, в которой существует Пушкин. Не альтернативную, как в стимпанке, а абсолютно реалистичную, с узнаваемыми очертаниями, где хочется переосмыслить, переосознать факты исторической эпохи, в которой жил Пушкин, и переложить их на язык современного темпоритма.
– Кстати, о современном темпоритме: для «Пушкина» специально пишется музыка. Как возникло ваше партнерство с Константином Борисовым?
– Он прекраснейший автор, абсолютно зрелый, несмотря на возраст. Прошлой осенью услышал его на конкурсе молодых композиторов «Партитура» и сразу обратил на него внимание, почувствовал глубину в его удивительной музыке. Я понял, что композиция, прозвучавшая на конкурсе, может развиться в большой проект. И когда начал обдумывать идею спектакля, пришел к выводу, что музыка Константина подойдет для него идеально. Хотя это первая его работа для балета.
– Вы выстраиваете некое линейное повествование?
– Нет, нелинейное. В спектакле будет юный Пушкин, перед глазами которого возникают разные образы. Но это не последовательный биографический сюжет. Вокруг главного героя все вертится, его фигура – символ притяжения для всех. Будь то император, жена Наталья, Дантес, гадалка, предсказывающая ему будущее, крестьянские девушки или высшая знать, – все их образы – зарисовки, скетчи на фоне него, такого живого и абсолютно вневременного персонажа.
Интересно, что Пушкин, помимо очень тонкой душевной организации отличался еще и повышенной суеверностью. Его тянуло к спиритуализму, где он многое для себя открывал. Наталья Гончарова, например, нередко находила его замершим перед зеркалом, где Александр Сергеевич видел что-то, ведомое только ему. Или, допустим, он был дуэлянт со стажем, но большинство его дуэлей закончилось миром, шуткой. А в последней дуэли он перешел роковую черту. Хотя есть свидетельства, что Пушкин знал, от чего погибнет. Но не предотвратил это – не захотел или не смог? Загадка.
– В спектакле появятся какие-то образы из литературных произведений Пушкина?
– Я мыслю не героями, а мирами, в которых эти персонажи оказываются. Поэтому, скажем, Онегина или Германа вы в нашем балете не увидите. Но мы представим мир интриг, окружавший самого поэта, и этот мир нашел отражение и в его произведениях, где он обличал тех, кто пытался его как-то очернить или унизить. Допустим, Пушкин не мог прямо выказать свое отношение к императору, но написал «Сказку о золотом петушке», где охарактеризовал царя весьма иронично. Перо было его оружием.
– Кто будет танцевать главные партии?
– В образе главного героя я вижу Юрия Кудрявцева и Матвея Никишаева, Наталью исполнит Анна Кудрявцева и, в дальнейшем, надеюсь, Олеся Алдонина (сейчас она со мной работает как ассистент и педагог-репетитор). Дантес – Григорий Ботенков, его приемный отец Геккерн (у нас он выйдет под именем Старец) – Георгий Болсуновский. Еще в спектакле появятся такие персонажи как гадалка Шарлотта Кирхгоф, предсказавшая смерть Пушкина от белокурого человека (ее исполнит Анна Саленкова), а также светская львица-интриганка Идалия – ее готовят Валерия Ермакова и Елена Михеечева.
– А какая хореографическая основа у спектакля – модерн?
– Нет, это будет такой синтез – что-то между постмодерном, модерном, классикой и неоклассикой. Я перемешиваю некоторые стилевые решения, но не языковые формы Марты Грэм, Уильяма Форсайта, Мари Рамбер, Иржи Килиана. В итоге получается постпостклассика, где мы используем пуантовую технику, но уже полностью преломляя её в модерне. И все это в итоге выльется в большую двухактную работу с плотным внутренним сюжетом, быстрой сменой ярких картин, с постоянно трансформирующейся машинерией на сцене, с насыщенной световой и музыкальной партитурой. В «Пушкине» будет задействован живой оркестр с дополнительным использованием специально синтезированных звуков, чтобы придать общему звучанию определённую фактуру.
Елена КОНОВАЛОВА, фото автора
"Опера & Балет" №3 (113), ноябрь 2025