Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Портреты

02.09.2003

Ее нельзя за крылья удержать!

В 15 лет Анна Киселева прочла книгу о Хариклее Харикли, оперной звезде рубежа ХIX-XX веков. Шарль Гуно придумал ей сценический псевдоним Даркле – на французский манер, а Джакомо Пуччини именно для нее написал "Тоску". Она царила в опере не меньше 30 лет, диапазон имела широчайший: пела женские партии от контральто до колоратурных сопрано.

Анна КиселеваИ вот минувшим летом, завершив свой четвертый сезон в Красноярском оперном театре, меццо-сопрано Анна Киселева услышала про конкурс имени Хариклеи Даркле. От подруги, набредшей на объявление в англоязычном инете. "Это судьба", – сказала Анна. Сложила белое концертное платье в чемодан и поехала. Предупредила только родителей и ту самую подругу, что рассказала о конкурсе, а потом перевела Анне резюме.

В Румынию визы не нужно, но приглашение, присланное по факсу, тоже не тот документ. В Москве конкурсантка явилась в румынское посольство, где атташе по культуре поставил на клочок факса печать и написал что-то мелко по-румынски для таможни. С этой охранной грамотой Анна и пересекла границу.

А, так ли еще бывало! Прошлой осенью певица Киселева летала в Париж. Аня играет Жанну д'Арк в сценической оратории Онеггера "Жанна д'Арк на костре". По итогам сезона 2001-2002 года получила диплом Красноярского отделения СТД за создание драматического образа в оперном спектакле. Об Орлеанской деве она прочла все книги, какие сумела найти, и просто обязана была попасть во Францию.

В самолете Анна познакомилась с россиянкой татарского происхождения Эльмирой, живущей во французской столице, – преподавательницей русского и татарского языков в Парижском университете. Эльмира не только приютила у себя Анну, но и организовала концерт русских песен и романсов в университетском городке. Анна пела в аудитории а капелла. И с тех пор получает из Парижа ноты в подарок.

Ваш номер – 113

Но вернемся в Румынию. Через пять дней пути на поезде укачанная солистка красноярской оперы с клочком факса в руке выбралась на перрон в Бухаресте и сдалась на милость румынской стороне. Из Бухареста ее везли еще три часа на машине до города Брайлы – на родину Хариклеи. Там с 1995 года проводится Международный конкурс оперных певцов. Там в фешенебельной гостинице расселились 130 участников от 20 до 35 лет из 24 стран. Кроме Анны из России были еще два участника (москвичи). В первом туре Анна вытянула на жеребьевке 113-й номер. Номер с инфернальным намеком означал возможность пару дней отдохнуть перед выступлением. Пела на третий день. Большинство певцов являлись на закрытое прослушивание в повседневной одежде. Но Анна была уверена – не столь важно, сколько арий ты поешь на конкурсе и сколько присутствует зрителей. Опера – это всегда праздник. Поэтому она явилась в белом концертном платье, торжественная и собранная. Войдя в зал, услышала из комиссии: "Белла". Понравилась!

Переводчица Дойна за две недели конкурса стала близкой подругой. Успокаивала перед выступлением, помогала надевать концертное платье, выводила в город. А на первом прослушивании она и концертмейстер на трех языках уверяли Анну, что солистка выйдет в третий тур. На трех, потому как с концертмейстером Анна общалась на итальянском. Все оперные певцы немного знают итальянский. (В нашем оперном многие исполнители выучивают свои партии на языке оригинала, хотя на сцене поют по-русски)

Мариана Николеско, председатель жюри, захотела немного поработать с Анной над стилем ее исполнения. Очаровалась молодой певицей, поверила в нее, как некогда первый Анин педагог по вокалу Надежда Алексеевна Костюкова, принявшая 14-летнюю девочку на курс. (На вокальное отделение принимают обычно после окончания средней школы, когда голосовые ломки уже позади) Обеих женщин подкупили Анины дерзость и настойчивость. И вера в свою удачу!

Это победа!

Жюри было потрясено, узнав, что Анна добиралась пять суток. Ни один из 130 участников не принес музыке такую жертву. Все – и корейцы, и канадцы, участвовавшие в конкурсе, – учатся в европейских консерваториях и добрались за час-другой до Бухареста на самолете.

Более 40 претендентов вышли в третий тур. Они соревновались уже не за закрытыми дверями, а на концерте при зрителях. Одна из брайлинских газет вышла с большим портретом Анны. Наши победили! Анна стала дипломантом конкурса им. Хариклеи Даркле. Бороться за призовые места и премии продолжали румынские певцы – лауреаты этого же конкурса в прежние годы. Но все равно – победа.

В последний день, уже не опасаясь испортить звучание голоса загоранием, Анна искупалась в Дунае и вволю повалялась на пляже. Прощай, Брайла.

В Красноярске Анна Киселева готовится к открытию своего пятого сезона в театре. Она снова будет петь Любашу в "Царской невесте" Римского-Корсакова, Керубино в моцартовской "Свадьбе Фигаро", Клару в "Обручении в монастыре" Прокофьева. И ей пора репетировать Кармен. Вячеслав Цюпа наново ставит оперу Бизе. А зрителям на сей раз не придется сетовать, что Кармен не похожа на юную испанку. Очень похожа. Анна стройна и горделива, как балерина. Говорит, бабушка ее прекрасно пела и была всю жизнь подтянутой и моложавой.

После сказанного

Короткий рассказ о молодой певице изрядно пестрит именами, а между тем не упомянуты ее учителя! Людмила Михайловна Попова, у которой Аня училась вокалу в академии музыки и театра. Затем солистка Красноярской филармонии Лидия Лазарева. Отпев два года в театре, Анна решила продолжать совершенствование своей техники и стала брать уроки у Лидии Амосовны. И еще, конечно же, – мама Ани. Людмила Васильевна Киселева преподает сценическое движение, фехтование и ритмику у вокалистов в академии музыки и театра. Анна и сейчас ходит на эти уроки, чтобы сноровку не потерять. Людмила Киселева, кстати, руководит молодежным театром при Союзе композиторов. Шесть лет молодые артисты красноярских театров возят короткие спектакли по детским садам и школам. Только "Кошкин дом" сыграли раз 400. Драматическая игра перед детьми требует совсем других сценических навыков, чем выступление на оперной сцене. Оттого Анне роль Кошки дорога по-особенному.

...На ноябрь-декабрь в Органном зале назначен сольный концерт Анны Киселевой. Это будет не оперный концерт, а какой – пока секрет. Скажем только, что специально для него Анна занимается французским языком. Ирина Петровна Захарова, преподаватель французского и немецкого на пенсии, дает Ане бесплатные уроки. Талант и увлеченность притягивают людей. Но Анна, разумеется, говорит, что на людей ей просто везет.

Ирина БАХТИНА
"Очевидец" №35, 2 сентября 2003 г.