Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

07.04.2017

Поклон русской королеве оперы

Окончание первого месяца весны в Красноярском театре оперы и балета совпало с финальными аккордами VIII Международного фестиваля "Парад звёзд в Оперном".

Елена ОбразцоваОт вершины к вершине

В этом году фестиваль стал посвящением уникальному человеку – Елене Образцовой. В его афишу вошли преимущественно те произведения, которые сыграли важную роль в становлении этой мегазвезды оперного небосклона: "Трубадур" и "Аида" Дж. Верди, "Борис Годунов" М. Мусоргского, "Князь Игорь" А. Бородина, "Пиковая дама" П. Чайковского.

В концертах, обрамлявших фестиваль, звучали фрагменты из опер, в которых блистало великое русское меццо-сопрано: "Бал-маскарад" и "Дон Карлос" Дж. Верди, "Сельская честь" П. Масканьи, "Кармен" Ж. Бизе, "Самсон и Далила" К. Сен-Санса, "Хованщина" М. Мусоргского, "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова. Красноярцы также получили возможность прикоснуться к искусству самой Елены Васильевны, узнать о важных фактах её творческой биографии.

Так, перед началом показа польских сцен из "Бориса Годунова" очень интересно было посмотреть монтаж, составленный из нескольких телепередач об Образцовой. Спасибо за эту идею и её воплощение режиссёру Надежде Столбовой! Ценным представляется также включение в программу фестиваля фильма-оперы "Сельская честь" с Еленой Образцовой и Пласидо Доминго в главных ролях.

А заключительный гала-концерт открылся видеозаписью дивного исполнения русской королевой мировой оперной сцены знаменитой арии Тоски из одноимённой оперы Дж. Пуччини. Как известно, партия Флории Тоски написана для драматического сопрано. Но ария-молитва героини прекрасно ложилась на голос Образцовой. И Елена Васильевна часто включала её в свой концертный репертуар.

Автору этих строк посчастливилось побывать на одном из таких вокальных вечеров в Большом зале Ленинградской филармонии в конце 80-х годов. Хочу подчеркнуть, что присутствие спектакля "Тоска" в репертуаре "Парада звёзд – 2017" вполне оправданно.

Так же, как и спектакля "Иоланта", хотя все партии меццо-сопрано в этой опере П. Чайковского являются эпизодическими. Дело в том, что подавляющее большинство ролей здесь исполнили (и весьма успешно) начинающие оперные певцы из Петербурга – студенты Международной академии музыки Елены Образцовой. Кстати, вместе с ними в Красноярске побывала и директор этой академии – дочь выдающейся певицы Елена Макарова.

Петербургская оперная молодёжь и её наставница приняли участие и в концерте, давшем старт фестивалю. Отрадное впечатление произвели меццо-сопрано Мария Заикина, тенор Чжан Хань Линь, сопрано Эльнара Мамедова, баритоны Гамид Абдулов и Ефим Завальный. Их "однокашник" бас Глеб Перязев вышел на красноярскую сцену только в "Иоланте", достойно справившись со сложнейшей вокальной партией короля Рене.

Елена Вячеславовна Макарова пела в обоих фестивальных концертах, продемонстрировав свободное владение виртуозным стилем редко исполняемых в наше время арий из опер "Милосердие Тита" В. А. Моцарта и "Итальянка в Алжире" Дж. Россини.

Спорным представляется только то, что среди фестивальных спектаклей фигурировала "Травиата" Дж. Верди. Гораздо более уместным был бы показ "Царской невесты". Ведь партия-роль Любаши - одна из исполнительских вершин Образцовой.

Взглядом критика...

Как постоянный посетитель всех спектаклей и концертов "Парада звёзд" со времени его рождения, я хотела бы высказать ряд замечаний и соображений по поводу только что завершившегося события. Коль скоро нынче фестиваль посвящён памяти одного из лучших меццо-сопрано второй половины XX века, следовало привлечь к участию в нём побольше высокопрофессиональных певиц именно данной голосовой группы из других городов (и стран).

Ни в коем случае не хочу обидеть красноярских меццо-сопрано. Всем им была предоставлена прекрасная возможность показать себя с наилучшей стороны и в концертах, и в спектаклях. С другой стороны, Ольгу Басову, Анну Гичик, Дарью Рябинко мы видим и слышим постоянно. Они очень активно задействованы в текущем репертуаре.

Народная артистка России, общепризнанный мастер столичного Большого театра и приглашённая солистка Красноярского оперного Ирина Долженко, выходившая на сцену в фестивальные дни в "Пиковой даме" (графиня) и "Аиде" (Амнерис), явно не имела соперниц среди меццо-сопрано как в сфере вокала, так и в качестве актрисы. Но эти её работы красноярцам уже знакомы. А как бы она могла украсить своим участием концертное исполнение "Трубадура"! Тем более что сложнейшая и выигрышная партия цыганки Азучены есть в огромном репертуаре Долженко.

Спевшая Азучену красноярка Ольга Басова обладает прекрасными природными данными, но для достижения необходимого исполнительского уровня ей ещё надо много и упорно работать.

Не могу не остановиться и на другом досадном просчёте. Замечательной является, как уже говорилось, идея демонстрации в рамках фестиваля фильма-оперы "Сельская честь" в постановке легендарного Франко Дзеффирелли.

Но руководство нашего театра не учло, что далеко не все местные зрители знают содержание "Сельской чести", и не позаботилось о титрах на русском языке. А известный российский оперовед, журналист, музыкальный критик, переводчик, либреттист и биограф Елены Образцовой Алексей Парин, по-видимому, решил, что выразит недоверие нашей публике, если остановится на сюжете общеизвестного, по его мнению, произведения.

Может быть, его обескуражила невоспитанность части зрителей, которые начали громкими выкриками требовать прекращения очень интересного рассказа Алексея Васильевича о Дзеффирелли и об Образцовой и сбили этого уважаемого человека с мысли.

А когда фильм начался, многие дамы пенсионного возраста вскоре демонстративно покинули зал, не желая слушать пение на иностранном языке и вслух выражая своё недовольство. Такая бесцеремонность оставила горький осадок.

Но, с другой стороны, и театру надо больше уважать публику. В данной ситуации дело не только в отсутствии титров и программок с изложением содержания оперы, но и в низком качестве видео- и аудиозаписи, которое нам предложили.

И ещё одно пожелание на будущее. Спору нет, фестивальные буклеты оформлены удачно. Недостаток один: отсутствие информации о гастролёрах. А хотелось бы знать, где они работают, каким репертуаром располагают, какие достижения имеют. Право же, это интересно! Да и не у всех наших зрителей есть возможность пользоваться Интернетом.

...И большого почитателя

Конечно же, было бы большой несправедливостью завершить этот обзор на печальной ноте. Оперный фестиваль в Красноярске - дело очень важное, поучительное как для публики, так и для наших певцов. Нынче, как и в прежние годы, состоялось немало встреч с прекрасными голосами, яркими вокально-сценическими и дирижёрскими интерпретациями.

Среди гастролёров-женщин, помимо Ирины Долженко, особенно выделились обладательницы такого редкого голоса, как драматическое сопрано: Димитринка Райчева из болгарского города Варны (Флория Тоска) и москвичка Ирина Морева из театра "Новая Опера" (Ярославна в "Князе Игоре"). Вновь порадовала своим уверенным профессионализмом солистка Самарского театра оперы Ирина Крикунова (на сей раз – Лиза в "Пиковой даме"). Приехавшая к нам из Великобритании Любовь Стучевская была явно не в голосе. Но при исполнении партии Аиды её выручила добротная вокальная школа.

Среди мужчин-гастролёров самых восторженных аплодисментов удостоился отличный певец и актёр из Мариинского театра, народный артист Башкортостана Аскар Абдразаков (вновь, как и в прошлом году, в партии-роли хана Кончака в "Князе Игоре").

Солист Большого театра и приглашённый солист Красноярского оперного, заслуженный артист России Роман Муравицкий в очень трудной партии Самозванца (польские сцены из "Бориса Годунова") продемонстрировал такие свои лучшие качества, как выносливость, стабильность и свободное владение голосом. То же самое стало причиной успеха и другого посланца Большого театра – народного артиста России Олега Кулько (Герман в "Пиковой даме"), хотя Кулько-актёр значительно уступает Кулько-певцу.

Среди молодых драматических теноров лидировал Михаил Пирогов из Улан-Удэ (Манрико в "Трубадуре"). А в заключительном концерте публика открыла для себя звонкоголосого лирического тенора Томаса Павилиониса из литовского города Каунаса. Буквально на следующий день после закрытия фестиваля он имел огромный успех в партии Ленского в "Евгении Онегине", пленив зрителей гармонией вокальных и внешних данных, тонкой музыкальностью и артистизмом.

В красноярском ежегодном фестивале вновь участвовали именитые дирижёры: Фабио Мастранджело, заслуженный деятель искусств России и народный артист Беларуси Александр Анисимов, Борислав Иванов из Варны, под чьим управлением театральный оркестр, как правило, звучал стройно и выразительно.

Интересно было познакомиться и с искусством представителя талантливой дирижёрской семьи Юровских, успешно работающих и в России, и за рубежом,- Дмитрия Юровского, который сейчас возглавляет сразу несколько творческих коллективов: оперные театры Новосибирска и Антверпена (Бельгия), московский симфонический оркестр "Русская филармония". Несмотря на молодость, это уже сложившийся, зрелый мастер.

Как обычно, на высоте был Дмитрий Волосников из "Новой Оперы", занимающий должность приглашённого главного дирижёра нашего оперного театра. Вдохновение сопутствовало на фестивальном показе "Князя Игоря" и "Трубадура", а также на заключительном концерте заслуженному артисту России Анатолию Чепурному, уже более четверти века являющемуся музыкальным главой Красноярского оперного.

Поскольку в программе оказались сразу две премьеры (уже упоминавшиеся польские сцены из "Бориса Годунова" и концертное исполнение "Трубадура"), на плечи артистов, оркестра и хора (хормейстер Дмитрий Ходош) легла огромная нагрузка. Но они с честью выдержали это испытание и внесли весомый вклад в успех новых работ театра.

С большой ответственностью подошли к своему участию в фестивале и красноярские солисты. Ни за кого из них не было стыдно. А некоторые представители разных поколений нисколько не уступали гастролёрам, и слушатели принимали их не менее горячо.

Хочется поблагодарить также нового главного режиссёра театра Неэме Кунингаса, удачно выстроившего оба концерта, и кандидата искусствоведения Светлану Войткевич, чьи комментарии перед каждым спектаклем всегда содержали интересную информацию и способствовали торжественности атмосферы в зрительном зале.

Любовь ЛАВРУШЕВА
"Красноярский рабочий", 7.04.2017 г.