Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

10.07.2014

Мы стали ближе и роднее

Международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона проходил в Красноярске в четвёртый раз, и жители краевого центра, а также близлежащих городов и районов могли при желании воспользоваться отличной возможностью и приобщиться к восточной культуре, выбрав мероприятия по душе.

АТФЗдравствуй, казахская Аида!

Я, к примеру, радуюсь фестивалю как открытию новых оперных имён. Вот и в этот раз, усмирив собственное нетерпение, купила билеты не на самую-самую премьеру "Аиды" в театре оперы и балета, а на спектакль, запланированный в рамках АТФ.

Решила шаблонно: послушать оперу в исполнении красноярских солистов всегда успею, а вот в таком необычном составе, когда главную партию исполняет солистка из Казахстана (Аида), а её партнёров – артисты из Узбекистана (Радамес) и Монголии (Амонасро, Рамфис), вряд ли ещё получится.

И думаю, что не ошиблась в выборе. Муж, который вслед за мной "вынужден" полюбить оперу, шутит: "По количеству моих попыток уснуть на спектакле можно судить о его качестве. На "Аиде" меня совсем не клонило ко сну, только в первом действии – чуть-чуть!"

И это несмотря на то, что накануне он мало спал, напрасно болея за российскую футбольную команду, игравшую с Алжиром... И несмотря на то, что в опере четыре действия...

Возможно, такому внимательному просмотру способствовало то, что, объятые духотой, мы не успели проштудировать программу, и когда началось театральное действие, совершенно не знали, чем же оно закончится. Странно. Я читала об этой опере, мне были знакомы на слух известные арии, но никогда раньше не слышала её полностью и не знала перипетий сюжета. Выходит, что при такой "подготовке" спектакль лучше воспринимается – не обращаешь большого внимания на мелочи, а напряжённо следишь за развитием взаимоотношений героев.

Если честно, я немного иначе представляла себе Аиду, вспоминая царственный образ, некогда созданный легендарной Галиной Вишневской. Здесь же перед нами предстала другая героиня – более трогательная, простая, без налёта царственности, хотя она дочь эфиопского царя, близкая и понятная в своих страданиях.

Как выяснилось позже, исполнительница заглавной партии Жупар Габдуллина – ведущая солистка театра "Астана Опера", лауреат республиканских и международных конкурсов – с Аидой дружна серьёзно. В апреле 2013 года на международном оперном фестивале "Дж. Верди – 200 лет", проходившем в Алма-Ате, она исполнила эту партию и так понравилась румынскому дирижёру Кристиану Санду, что он пригласил казахскую певицу для участия в одноимённой опере Джузеппе Верди.

На сайте театра "Астана Опера" можно увидеть также восторженную заметку о выступлении солистки на сцене Национальной оперы в Бухаресте, начинающуюся словами: "...Жупар Габдуллина покорила румынскую публику" (теперь можно добавить – и красноярскую).

Поэтому неудивительно, что именно эта певица приехала к нам на фестивальный спектакль. Её красивое лирико-драматическое сопрано с тёплым тембром вряд ли могло оставить кого-то равнодушным, а широкий диапазон и умелое владение вокальными хитростями позволяли слушателю наслаждаться музыкой великого композитора, не беспокоясь по поводу голоса певицы.

Индикатор качества

Беспокойство, признаться, всё же случалось, особенно в начале, в отношении её главного партнёра – возлюбленного Радамеса, которого исполнил Нагматулла Синхабиби, солист Государственного академического Большого театра имени А. Навои (Ташкент).

АТФЭто опытный певец, но в тот вечер у него что-то не ладилось с вокалом. Муж, как индикатор качества спектакля, зашептал в перерыве: "У Радамеса голос не хочет слушаться". Пришлось его успокаивать: тенором вообще быть очень трудно, а тут ещё дальний перелёт, чужой город, чужой театр и незнакомые артисты, с которыми почти сходу нужно спеть вместе. Певец очень старался, постепенно осваиваясь на красноярской сцене, и к финалу оперы выглядел уже более уверенно и убедительно.

Крепкой поступью шёл в своей роли заслуженный артист Монголии Энхбат Амартувшин (Амонасро – отец Аиды). Оказывается, певец получил звание заслуженного артиста своей страны в 24 года. Сегодня ему только 28, а за его плечами – успешное участие и победы во многих национальных и международных конкурсах, выступления в оперных концертах в Румынии, Китае, Италии, Южной Корее, Украине, целый ряд партий. Мощный баритон с колоритной внешностью отлично подходит для роли Амонасро, не зря так бурно его благодарили зрители, когда закрылся занавес и артисты вышли на поклон.

Овации зала заслужила также солистка из Москвы – народная артистка России Ирина Долженко, руководитель оперной труппы Красноярского театра оперы и балета. Её Амнерис – это переплетение противоречивых чувств, среди которых любовь всё-таки оказывается выше ревности, обиды, мести. Но в момент прозрения уже ничего нельзя изменить.

Хорошо пели и наши, красноярские солисты Владимир Комович (Царь Египта), Евгений Мизин (Гонец), Екатерина Кочетова (Жрица), понравился хор. Конечно, всегда есть какие-то вопросы, спорные моменты: кому-то из моих знакомых, побывавших на премьере, показалось очень скупым оформление – минимализм в декорациях; кого-то не устроила статичность сцен – артисты мало двигаются и, соответственно, много стоят; кто-то восхитился костюмами.

В чём-то я согласна с ними, в чём-то нет. Для меня, например, пусть лучше будет недобор режиссёрских решений, чем перебор. И декорации, и костюмы для моего зрительского восприятия второстепенны, главное – хочется игры актёров, а не только оперного пения. Каждый артист был сам по себе хорош, но не хватало взаимодействия между ними, в частности, в любовном треугольнике.

Кстати, когда героиня Ирины Долженко пела (на итальянском, перевод выводится на верхний экран): "Ах, какие пылкие взгляды они бросают друг на друга" (о сопернице и о возлюбленном), трудно вначале было поверить, что на сцене действительно влюблённые...

Но всё это детали, а в целом – браво! Спасибо дорогому театру за постановку мирового шедевра (красноярский оперный уже ставил "Аиду", но это происходило давно – в 1979 году), за смелость – всего в третий по счёту спектакль вводить новых солистов, участников фестиваля. Мы, зрители, всё это видим и ценим!

Азия – Дивногорску

Какова же была моя радость, когда сразу троих солистов, участвовавших в "Аиде", я вновь увидела на концерте, причём у нас – в Дивногорске!

1 июля во Дворце культуры "Энергетик" высадился небольшой артистический десант, состоявший из оперных солистов – участников АТФ. Под аккомпанемент видавшего виды рояля (концертмейстер – красноярец Сергей Чайкин, дипломант всероссийского конкурса) артисты исполнили известные арии из опер, а также спели а капелла свои национальные народные песни: узбекскую, монгольскую, корейскую, казахскую.

Интересно было послушать как знакомых певцов – это Э. Амартувшин, Ж. Габдуллина, Н. Синхабиби, так и "новеньких". А Шахимардан Абилов – заслуженный артист республики, профессор Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, предваряя своё выступление, успел поделиться со зрителями впечатлениями от поездки на Красноярскую ГЭС и от экскурсии в музейном комплексе В. П. Астафьева, где участники фестиваля побывали накануне концерта.

Зажигательно выступила улыбчивая Эрдэнтуя Болгансурен (Монголия), старалась внести свою долю в общий успех и Барнохон Исматуллаева (Узбекистан) – тоже сопрано. Приветливая дивногорская публика тепло принимала и опытных артистов, и начинающих, таких как бас из Кореи Цой Чер Чун, который ещё учится в Московской консерватории имени П. И. Чайковского.

Царь вернулся!

Завершающий торжественный аккорд в фестивальной круговерти сыграла для меня новая встреча с оперой М. Мусоргского "Борис Годунов", премьера которой состоялась в нашем театре 7 февраля 2014 года.

Этот спектакль, показанный в Красноярске зимой лишь дважды, был очень ожидаем зрителями, к тому же сейчас он был включён в программу фестиваля АТФ – 2 июля в состав "внедрились" солисты Государственного академического Большого театра имени А. Навои: заслуженный артист Республики Узбекистан Самандар Алимов (Юродивый) и Масумахон Болтабоева (Ксения).

Но на этом список гостей не закончился: основные партии, как и во время премьеры, прекрасно исполнили артисты московского театра "Новая опера": Владимир Кудашев (Борис Годунов), Виталий Ефанов (Пимен), Сергей Поляков (Василий Шуйский)...

АТФДля партии Гришки Отрепьева, замахнувшегося на царский престол, на сей раз был приглашён другой московский гость – заслуженный артист России Михаил Губский, хорошо знакомый красноярским любителям оперы. А в качестве музыкального руководителя и дирижёра вновь предстал великолепный Дмитрий Волосников!

В результате совместных с красноярской труппой творческих усилий и воодушевления спектакль получился цельным и впечатляющим. Многие певцы из Азии присутствовали в зале и имели возможность послушать коллег и что-то взять себе на заметку. И всё это благодаря АТФ!

Многозвучно отгремели фанфары IV Международного музыкального фестиваля, блестяще закрыл 36-й театральный сезон Красноярский театр оперы и балета. Затрачено множество средств, сил, энергии. Но ведь не зря же всё это?! Мы стали ближе друг другу и роднее – а это сегодня самое важное. Спасибо всем, кто подготовил для нас праздник музыки, единения, дружбы!

На фото: Народная артистка России Ирина Долженко и хор театра – в программе концерта мастеров искусств края, проходившего в БКЗ в рамках фестиваля. Солистка Красноярского театра оперы и балета Надежда Комарова выступила в необычной для себя роли ведущей. Фото на память после концерта.

Светлана ШИДЛОВСКАЯ
"Красноярский рабочий", 10.07.2014 г.