Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Обзоры

16.11.2018

Дороги современного балета

В Красноярском театре оперы и балета имени Д. А. Хворостовского завершился V Международный форум "Балет XXI век".

Свой отсчёт он ведёт с 2008 года и уже давно стал визитной карточкой Красноярска. На него съезжаются ведущие международные эксперты и лучшие молодые танцовщики со всего мира. В нынешнем году форум прошёл под знаком двухсотлетия со дня рождения выдающегося хореографа, отца русского балета Мариуса Петипа.

– Из статуса всероссийского он перерос в статус международного, – отметила директор Красноярского государственного театра оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Светлана Гузий. – Каждый форум имеет своё название и посвящение. Предыдущие посвящались и Сергею Сергеевичу Прокофьеву, и балетам Петра Ильича Чайковского, и Галине Сергеевне Улановой, и юбилею Юрия Николаевича Григоровича.

Программа нынешнего была очень насыщена, и основным событием стал конкурс "Гран-при Сибири". В состав жюри вошли выдающиеся деятели балетного искусства: народный артист СССР Юрий Григорович, народный артист СССР, художественный руководитель Московского областного государственного театра "Русский балет" Вячеслав Гордеев и балетмейстер, хореограф из Бельгии Оливье Пате.

Для того, чтобы попасть в число участников конкурса, необходимо было пройти жёсткий отбор, что отметил заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Международной федерации балетных конкурсов Сергей Усанов.

– Год от года увеличивается количество участников, стран, – подчеркнул Сергей Александрович. – Нынче было представлено более восьмидесяти заявок, но так как количество ограничено, первый тур прошёл по видеозаписям, были отобраны 54 исполнителя в двух возрастных группах – младшей и старшей. Поскольку конкурс посвящён юбилею Мариуса Петипа, то в обязательном порядке в каждом туре одна из вариаций должна исполняться в его хореографии. Отмечу, что подавляющее число участников – лауреаты многих международных конкурсов. Приняли участие все основные российские хореографические колледжи. Скажем, Московская академия хореографии выставила девять исполнителей, чего не делала ни на одном конкурсе. Среди стран – Россия, США, Япония, Германия, Италия, Турция, Казахстан, Армения, Украина.

Заслуженный деятель искусств РФ, кандидат философских наук, профессор, главный редактор журнала "Балет" Валерия Уральская подтвердила важное значение красноярского форума:

– Проведение конкурса в рамках форума – затея Красноярска. Вы первые выступили с расширением тематики происходящего, устроив развёрнутое событие в области балетного театра и включив конкурс как одну из важных составляющих. Продолжают подобное другие города, осваивая этот принцип, но, повторяю, родоначальником был всё-таки Красноярск.

Открытие форума было ознаменовано премьерой балета А. Глазунова "Раймонда", ставшего последним большим творением Петипа, в постановке народного артиста СССР Юрия Григоровича.

Также в программе был концерт "Балет сквозь времена", посвящённый юбилею заслуженного артиста России Сергея Боброва. В первом отделении состоялась премьера новой версии балета И. Стравинского "Весна священная", во втором – выступления участников проекта "Большой балет" телеканала "Культура", в третьем – хореографические постановки итальянского балетмейстера Франчески Фрассинелли.

Концерт "От Петипа до современности" состоял из двух отделений, в программе – приглашённые звёзды, солисты театра и лучшие учащиеся Красноярского хореографического колледжа.

– Думаю, значение нашего форума очень большое, – сказал заслуженный артист России, художественный руководитель Красноярского государственного театра оперы и балета Сергей Бобров. – Уверен, аналогов подобному нет. Существует большое количество эффектных, интересных конкурсов, например, в Большом театре или в Варне, но это всё-таки конкурсы, а у нас форум, в который включено множество событий, в том числе премьер. Посвящённый Мариусу Петипа, конкурс, естественно, открывается его балетом "Раймонда" в новой редакции Юрия Григоровича, но в силу того, что Петипа заложил огромное количество информации, и его основа всегда будет развиваться, конечно, на базе классического балета, но также и современной хореографии, многое взявшей из классики. Значит, мы не можем не показать новые ходы, новые решения. А любители балета вправе сами оценить, куда лучше двигаться.

Балетмейстер, преподаватель Академии искусств Генуи Франческа Фрассинелли в рамках форума показала два балета, представляющих именно современное направление хореографии.

– Меня обрадовал высокий уровень труппы Красноярского театра, высокая техника танцоров, – отметила итальянская гостья. – Здесь я ставлю четыре номера – два крупных и два коротких. Один из них - "Ромео и Юлия" в моей интерпретации. Поставила также "Память о нас" – короткую историю жизни одного из островов Нью-Йорка, через который проходили эмигранты в начале XX века, чтобы попасть в Америку. А также па-де-де на музыку Шуберта "Аве Мария" под названием "Взаимный комфорт" и "Болеро" со всей труппой – двадцатью танцорами. Выбор классической музыки не случаен, ведь в ней суть любого танца, его основа, душа.

Бельгийский хореограф Оливье Пате приезжал в Красноярск два года назад, присутствовал на премьере "Спартака" Юрия Григоровича, а сейчас ему повезло побывать на другой премьере великого балетмейстера – "Раймонде".

Он подчеркнул, что в мире уже не так часто ставят традиционные, классические балеты. И, к сожалению, не так много молодых людей посвящают себя классике, так как это требует большого напряжения сил, полной самоотдачи, а люди хотят жить легко. Бельгийский гость выразил надежду увидеть молодых танцоров, готовых показать отличную работу и выложиться на полную.

Заслуженный артист России, народный артист республики Марий Эл, художественный руководитель Марийского государственного театра оперы и балета, балетмейстер, республиканский министр культуры Константин Иванов в нашем театре оперы и балета человек не посторонний, так как и сам танцевал на этой сцене, и его ученики побеждали здесь в конкурсе. Он не скрывал своей радости за красноярцев, которые смогли организовать столь крупный, престижный, динамично развивающийся форум.

Во второй раз побывала в Красноярске преподаватель Академии искусств в Генуе, ректор Национальной академии танца в Риме Маргерита Парилла, которой очень нравится местная труппа. Если говорить о разнице между российскими и итальянскими конкурсами, то она большая. В настоящее время русская балетная школа является неким базисом для итальянских танцоров, несмотря на то, что балет родом из Италии.

Художественный руководитель балетного фестиваля в турецком Бодруме Сунал Онгюн Саадет Зейнеп также подтвердила, что в России – великая школа балетного искусства, и Турция старается своим репертуаром сохранять традицию классического балета.

В рамках международного культурного центра "Перекрёсток культур 2018" театр провёл лабораторию "Социальное предпринимательство". Другим значимым мероприятием стал круглый стол "Русский балет. 200 лет с Мариусом Петипа", где с докладами выступили искусствоведы, выдающиеся деятели искусств и профессионалы в области балета с мировыми именами.

Совместно с Государственным центральным театральным музеем имени А. А. Бахрушина в фойе организована выставка "200 лет Мариусу Петипа". В течение месяца гости города и красноярцы могут ознакомиться с интересными фактами из жизни и творчества отца русского балета. В экспозиции – фотографии, афиши, архивные документы, эскизы костюмов.

Кульминацией V Международного форума "Балет XXI век" явилось награждение участников конкурса "Гран-при Сибири" и большой гала-концерт, включающий лучшие номера победителей.

Сергей ПАВЛЕНКО
"Красноярский рабочий", 16.11.2018 г.