Отключить

Купить билеты
Забронировать билеты: 8 (391) 227-86-97

Версия для слабовидящих

Интервью

12.12.2013

Мария Куимова: «Взгляд гордой Кармен отрепетирован в балетном классе»

В Красноярском государственном театре оперы и балета состоялась необычная премьера. Опера + балет «Кармен» в постановке С. Р. Боброва. Партию заглавной героини в первый день премьеры исполнила прима-балерина КГТОиБ Мария Куимова. С 2002 года Мария исполняет ведущие классические и современные партии. С балетной труппой театра Мария Куимова выезжала на гастроли в Японию, Грецию, Великобританию, Италию, Чехию, Словакию, Мексику, Кипр. Мы попросили Марию рассказать о новом спектакле театра.

- Партию Кармен в опере называют «жемчужиной» репертуара меццо-сопрано. А что можно сказать о партии Кармен в балетных постановках?

Мария Куимова- Мне давно интересна эта партия. Не раз смотрела фильм-балет «Кармен-сюита» со знаменитой Майей Плисецкой. Из заграничных гастрольных поездок привозила записи разных балетных постановок «Кармен». Хореографы ставят балеты на музыку Ж. Бизе. Наверное, только наш композитор Р. Щедрин создал музыку специально для «Кармен-сюиты». Я уже исполняла партию Кармен в прежней постановке театра. Этот опыт был очень полезен в подготовке премьеры. Наша новая постановка позволяет зрителям насладиться живыми голосами оперных исполнителей и увидеть историю Кармен, рассказанную языком танца. Сергей Рудольфович Бобров соединил оперу и балет, а в балете объединил стиль модерн и танец на пуантах.

- Как Вы думаете, Вам удалось создать образ Кармен? Некоторые зрители заметили, что Вы «настоящая Кармен».

- Балерина должна перевоплощаться в любую свою героиню. Но бывают случаи, когда партия подходит по характеру, темпераменту, даже по внешности. Тогда это можно считать творческой удачей. Партия Кармен интересна тем, что должна создавать впечатление импровизации, а не отрепетированных движений. Но на самом деле педагоги объясняют нам на репетициях все детали образа. У нас отрепетировано всё: любое движение, поворот головы, взгляд. Даже взгляд гордой и своенравной Кармен отрепетирован сначала в балетном классе, чтобы зрители поверили в то, что Кармен именно так смотрела на своего Хозе.

- Многим поклонникам балета известно, что всё самое привлекательное в этом искусстве, например лёгкость прыжка, синхронность в массовых сценах, связано с постоянными физическими нагрузками в течение многих лет. Артисты балета посвящают этому искусству без преувеличения всю жизнь. Вы, как представительница балетной династии, можете рассказать читателям о трудностях, с которыми столкнётся юная зрительница, решившая, что она тоже когда-нибудь исполнит партию Кармен?

- Сколько себя помню, мне всегда хотелось стать балериной. Одно время в детстве мне ещё нравилось фигурное катание. Но всё же балет привлекал больше. Мама отговаривала, рассказывала обо всех трудностях. Но я поступила в хореографическое училище. Во время учебы мне, как и другим ученикам, казалось, что у нас нет времени на отдых. Занятия начинались утром, как у обычных школьников, а заканчивались вечером. Как будто мы учились в две смены. Когда меня приняли в труппу театра, я решила, что появится больше времени на отдых. Ведь уже нет нагрузки общеобразовательных предметов, зачётов, экзаменов. Но зато в театре репетиции утром и вечером, ещё так называемые классы, тренировки, позволяющие сохранять форму. Во время подготовки к премьерам часто остаёшься без дневного перерыва. Трудности действительно есть, они не преувеличены. Но ведь немало и положительных моментов в работе артистов балета. В училище я была лучшей в классе. Это позволило станцевать партию Мари в балете «Щелкунчик» П. Чайковского во время учебы. Сразу после окончания училища я получила партию Антигоны в одноименном балете М. Пекарского. А уже в 19 лет исполнила партию Одетты-Одилии в «Лебедином озере» П. Чайковского.

- Расписание репетиций артистов балета заставляет задуматься о том, что далеко не каждый готов столько времени посвящать хоть и любимой, но всё же работе. Вы научились находить время на отдых, общение с близкими?

- Для меня отдых - посмотреть фильм, почитать книгу. Никакого серьёзного хобби пока не могу себе позволить. Ведь серьёзное увлечение тоже требует времени. Поскольку большую часть дня артисты балета проводят в театре, то и пару часто находят среди коллег. Это связано и с общими интересами. В моей семье многие связаны с балетом. Поэтому мы с пониманием относимся к недостатку времени на частые встречи, на занятые вечера и выходные. Хотя у меня есть брат, не имеющий никакого отношения к балету. Но мы ведь тоже общаемся. Всегда находим время друг для друга. Наверное, самое главное, что нас, артистов балета, отличает от представителей других профессий - это регулярные поездки на гастроли. Я уже десять лет езжу в Англию каждую зиму.

- Расскажите, пожалуйста, об этих гастролях. В разных источниках публикуют выдержки из отзывов иностранной прессы о выступлениях красноярской балетной труппы.

- Каждый год театр везёт пять классических балетов. И каждый год наш маршрут отличается на два-три английских города от маршрута предыдущих гастролей. Добавляются новые города. Всегда в нашей программе «Лебединое озеро» П. Чайковского. К этому балету добавляются «Щелкунчик», «Спящая красавица» П. Чайковского, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Коппелия» Л. Делиба, «Дон Кихот» Л. Минкуса или «Жизель» А. Адана. Преставления всегда проходят при полном зале зрителей. Такое впечатление, что нас ждут в некоторых городах Англии весь год. Заметила, что публика в Европе довольно сдержана на эмоции во время балета. Когда же мы выходим на поклоны, нас награждают без преувеличения оглушительными долгими аплодисментами. Летом выступали на фестивале в турецком городе Бодрум. Балет «Спартак» тоже очень понравился публике. Последнее время задумываюсь над тем, что в Европе больше ценят искусство русского классического балета, чем у нас. Мне всегда казалось странным то, что некоторые мои ровесники никогда не посещали балет. Ведь у нас в городе прекрасная возможность смотреть классический балет и современный. Не могу понять, почему молодёжь в зале - скорее исключение, чем постоянная публика.

- Принято считать, что балет - это искусство молодых. А что можно предпринять, чтобы балет был ещё искусством для молодых зрителей?

- Я задумывалась над этим вопросом. Наверное, люди увлечённые балетом, должны рассказывать о том, что это прекрасное искусство. Сюжеты балетов посвящены любви. В XIX веке была основная часть публики - это студенты. Балет создавался именно для молодых зрителей. Я, можно сказать, рекламирую балет знакомым. Не все понимают, что классическое искусство способно украсить жизнь. Надо больше говорить об этом.

- Любителей балета у нас в городе много. Во всяком случае, билеты на «Лебединое озеро» раскупаются за две недели до спектакля. А есть ли у Вас поклонники?

- Много лет исполняю ведущие партии. Интересно, кто же мои зрители. Поклонники балета могут узнать о солистах на сайте театра. С развитием социальных сетей у зрителей появилась возможность сообщать солистам, понравилось ли выступление. Мне приятно читать отзывы зрителей, приятно, когда кто-то находит возможность рассказать о своих впечатлениях. Знаю, что некоторые зрители, покупая билет в кассе, выясняют, точно ли я буду исполнять партию в спектакле. Наверное, их можно считать поклонниками. Хотя мне бы хотелось, чтобы зрители были поклонниками балета как искусства.

Анна БУЛАВЧУК
"Городские новости" №2891, 12.12.2013 г.